Теплоснабжение всегда было одним из ключевых элементов экономики, но перевод этой сферы на рыночные рельсы, ориентация на получение прибыли привели к тому, что оно стоит в ряду главных, наиболее болезненных проблем нашего общества. Поэтому реформа теплоснабжения стало необходимостью. Одним из выходов отрасли из кризиса стало учреждение в ней системы СРО.
История вопроса
В 2007 году, 1 декабря, был принят закон «О саморегулируемых организациях» (315-ФЗ), после чего в России стали появляться различные некоммерческие партнерства, имеющие функции СРО: в строительстве, в области проектирования, инженерных изысканий и т.д. В эти организации стали вступать строительные предприятия, так как членство в СРО позволяло им получить свидетельство о допуске к работе.
В 2010 году (27 июля) появился федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которым были определены целесообразность создания СРО в этой отрасли и требования к ним. Так, было заявлено: чтобы организация приобрела статус саморегулируемой, необходимо членство в ней не меньше 100 предпринимателей и юридических лиц. Поэтому формирование проводится в 2 этапа:
- регистрируется некоммерческое партнерство;
- регистрируется СРО (когда численность членов достигает 100 и выше).
Для чего нужно?
СРО поможет предприятиям, работающим в области теплоснабжения, в разработке единого подхода к решению различных вопросов:
- о модернизации оборудования;
- о договорных отношениях;
- об эффективном формировании тарифов на тепловую энергию и их защите;
- о разработке инвестиционных программ по теплоснабжению;
- об использовании современных финансовых механизмов (например, кредитование, факторинг, лизинг);
- об эффективном взаимодействии с муниципальными органами власти.
Помимо этого, предприятия-члены саморегулируемой организации смогут эффективно взаимодействовать с коллегами, обращаться за помощью к специалистам крупных компаний.
Есть и другие преимущества членства: у предпринимателей появляется возможность разработки собственных стандартов на различные виды работ и формирования внутреннего рейтинга, облегчается получение кредитов, наконец, статус участника поднимает статус предприятия в глазах клиента.
Цели СРО в теплоснабжении:
- повышение качества услуг и работ;
- предупреждение любого вреда, который мог бы быть нанесен людям и объектам теплоснабжения в результате некачественных работ.
Требования
Шестая глава федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает требования к саморегулируемой организации в данной отрасли:
- организация должна объединять не меньше 100 юридических лиц – теплосетевых или теплоснабжающих организаций либо индивидуальных предпринимателей;
- организация должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность своих участников перед потребителями; в наличии должны быть:
- компенсационный фонд – не менее 50 тыс. рублей для каждого члена организации;
- система коллективного и/или личного страхования ответственности.
Организации должны разработать и утвердить комплекс документов о правилах контроля, требованиях и условиях выдачи свидетельств о допуске к работам, о системе мер дисциплинарных воздействий за нарушения в выдаче пропусков, нарушения других правил и требований.
Для вхождения в СРО, теплоснабжающая организация должна иметь сотрудников с высшим/средним профессиональным профильным образованием, стажем работы не менее 5 лет, повышающих квалификацию через каждые пять лет.
Документы, необходимые для вступления
Чтобы стать членом СРО, организация или ИП должны предоставить документы:
- заявление;
- копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копию учредительных документов (для юридических лиц);
- нотариально заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации (для иностранных юридических лиц).
Сегодня формирование саморегулируемой организации и вступление в них теплоэнергетических организаций становится насущной необходимостью. Федеральный закон «О госзакупках» устанавливает обязательное проведение конкурсов среди потенциальных поставщиков при размещении госзаказов. Это приводит к тому, что наличие допуска теплоэнергетических СРО может стать определяющим фактором для заключения наиболее выгодных контрактов, развития бизнеса, улучшения деловой репутации.