Проблема поддержания оптимального уровня нагрева воздуха в салоне машины стала актуальной давно. Обычная система вентиляции не справлялась с этой задачей и поэтому производители разработали другие методы. Сейчас по умолчанию в комплектацию большинства машин входит климат контроль и кондиционер. Отличия этих систем может быть кардинальным.
Определения климат-контроля и кондиционера
Первыми системами реагирования температуры воздуха в салоне авто стали кондиционеры. Относительно простая конструктивная схема, минимальное энергопотребление и небольшие габариты позволили интегрировать их в структуру авто без значительных изменений внешнего вида. Климат-контроль появился значительно позже.
Рассмотрим принцип работы этих систем:
- [highlight]Автомобильный кондиционер.[/highlight] Представляет собой миниатюрный вариант бытового аналога, в котором привод компрессора осуществляется за счет работы двигателя. Воздух предварительно проходит стадию очистки и обсушивается.
- [highlight]Климат-контроль.[/highlight] Более сложная система, включающая в себя несколько датчиков температуры и влажности, расположенные по салону. Кондиционер входит в его состав, но помимо него есть сложная система управления воздушными потоками. Они позволяют условно разделить салон автомобиля на несколько зон. В каждой можно поддерживать определенный уровень температуры, но в пределах допустимой разницы.
Фактически климат-контроль является усовершенствованной моделью автомобильного кондиционера. Последний ставится по умолчанию на многие модели авто, первый – редко. В основном его предлагают в качестве дополнительной опции.
Особенности автомобильного кондиционера
Наличие этого устройства в комплектации автомобиля позволяет варьировать температуру в пределах от +19 до +23°С. Помимо этого он может понижать уровень влажности до 30%. Это происходит за счет осушителя. Чем интенсивнее он работает, тем быстрее снижается этот показатель.
Особенности работы автомобильного кондиционера:
- Воздушные потоки выходят только из передней панели. Наличие дополнительных каналов в задней или боковых частях не предусмотрено.
- Изменение режима работы выполняется вручную. Для этого устанавливают температурный датчик в салоне, показывающий фактический уровень нагрева (охлаждения) воздуха.
- Обслуживание блока можно делать самостоятельно. Дополнение системы фреоном делается после 8-10 лет эксплуатации. Важно периодически продувать конденсатор для удаления пыли. Также необходимо менять фильтры в осушительном блоке.
Вхождение кондиционера в комплектацию не сильно сказывается на стоимости машины.
Принцип работы системы климат-контроля
Для увеличения комфорта была разработана более совершенная схема поддержания микроклимата в машине. Система климат контроля – это отдельный блок, состоящий из кондиционера, нескольких вентиляторов и отопительной печки. Распределение воздушных потоков с различными показателями температуры и влажности происходит с помощью каналов, расположенных в различных частях салона.
Функции климат-контроля:
[checklist]
- разделение салона на несколько условных микроклиматических зон;
- изменение параметров охлаждения или нагрева происходит с помощью шторок – основной и нескольких вспомогательных;
- возможна работа системы в автоматическом режиме с функцией изменения параметров в зависимости от текущей температуры в салоне машины.[/checklist]
Большинство производителей стараются сделать работу системы максимально автоматизированной. Пользователь задает исходные параметры, а регулирование происходит без его прямого вмешательства.